Особенности воспитания и развития детей-погодок. Дети-погодки: как их воспитывать

Для родителей два периода пеленок и ночных кормлений объединяются в один, они не успевают расслабиться и отвыкнуть от этого образа жизни. И для мамы, планирующей после возвращения на работу вплотную заняться карьерой, объединение двух декретных отпусков в один тоже очень удобно. Кроме того, детям с маленькой разницей в возрасте легче расти вместе. Ведь они будут иметь общие интересы, играть в одни и те же игры.

Однако воспитание погодок – дело нелегкое, и подходить к нему надо очень ответственно. Поэтому, если Вы решили так скоро вновь испытать радость первой встречи с малышом, необходимо заранее подготовиться к возможным сложностям, которые могут возникнуть не только после рождения второго ребенка, но и во время новой беременности.

Итак, Ваш малыш уже вырос из пеленок, начинает ползать, а потом и ходить. Он становится более самостоятельным, у него установился определенный режим жизни. А у Вас становится меньше домашних хлопот, связанных с беспомощным маленьким комочком. Освободившиеся силы и время вполне можно посвятить новому малышу. К чему же готовиться во время ожидания второго ребенка?

Вторая беременность

Большинство врачей считают, что новая беременность вскоре после родов слишком тяжела для женского организма. Но если Вы знаете, что готовы физически и морально к такому испытанию, значит, Вы его выдержите. К тому же, если беременность произошла, скорее всего, Ваш организм с Вами солидарен. И все же Вы должны быть готовы к возможным осложнения во время второй беременности. Может понадобиться госпитализация в стационар, поэтому на всякий случай необходимо заранее решить, с кем можно будет оставить старшего ребенка. Да и частые визиты к гинекологу могут потребовать помощи нянек.

Если Вы все еще кормите ребенка грудью, скорее всего врач порекомендует Вам отказаться от этого. Ведь новому малышу для правильного развития и роста понадобятся все питательные вещества, которые может дать Ваш организм. А во время грудного вскармливания большая их часть попадает в молоко.

Режим дня

Когда вторая беременность с успехом завершится, и Вы принесете из роддома нового малыша, Ваша привычная жизнь с налаженным режимом изменится. Чтобы не чувствовать себя измотанной и успевать уделять внимание обоим детям, следует как можно раньше наладить общий режим. Чтобы дети ели, спали и гуляли в одно и то же время. Конечно, если Вам кто-то помогает, возможно, удобнее будут другие варианты. Например, можно отправить помощников гулять со старшим, пока младший спит, а Вы занимаетесь домашними делами.

Первенець

Старшего ребенка необходимо заранее подготовить к переменам. Лучше отучить его от пустышек еще до рождения младшего, иначе он, скорее всего, будет отбирать их у малыша. Бутылочки тоже стоит заменить чашками или поильниками. Если ребенок привык спать с Вами, приучить его к отдельной кроватке нужно за несколько месяцев до появления новорожденного , чтобы он не чувствовал, что его хотят заменить.

Детский сад

Некоторые семьи после рождения второго ребенка отдают старшего в детский сад. Несомненным плюсом такого варианта является то, что у мамы появляется больше времени на уход за новорожденным. Однако необходимо учитывать период адаптации к детскому саду с возможными простудами, которые ребенок может принести в семью. Кроме того, если первенец младше двух лет, отдавать его в детский сад слишком рано. В этом возрасте он все еще сильно зависит от мамы и требует очень много внимания. Если Вам все-таки необходима помощь, можно найти няню. Этот вариант более дорогостоящий, но перечисленные минусы в нем отсутствуют.

Родительское внимание

Когда в доме двое маленьких детей, каждый из которых требует пристального внимания, родителям порой бывает очень нелегко. Ведь, несмотря на то, что старший ребенок кажется таким взрослым и самостоятельным, ему все еще нужно постоянное общение. Поэтому, постарайтесь уделять ему время, даже когда занимаетесь младшим. Например, почитайте книжку, пока кормите малыша грудью.

Два ребенка, две грушки

Поскольку разница в возрасте небольшая, интересы у детей будут одинаковые. И любая новая игрушка может вызвать ссору при попытке ее поделить. Поэтому, имеет смысл покупать две одинаковые игрушки, если не получается научить старшего уступать. Кроме того, можно выбирать игрушки, состоящие из нескольких частей, чтобы дети могли играть вместе.

Общение детей и их развитие

Дети-погодки очень часто бывают близкими друзьями. Они вместе играют, ходят в один детский сад и почти одновременно идут в школу. Это облегчает им адаптацию в новой среде. Чтобы дети быстро подружились и полюбили друг друга, не нужно препятствовать их общению. Очень часто родители делают это из страха, что старший может неловким движением навредить малышу. Но под присмотром взрослых такое общение будет безопасным и очень полезным для обоих детей. А если старший ребенок будет помогать Вам заботится о младшем, подавать бутылочку, качать коляску или кроватку, привязанность появится намного раньше.

Конечно, первый год после рождения второго ребенка будет нелегким периодом. В это время процессы развития у детей будут очень разными. Старший начинает активно познавать мир, каждый день открывая для себя что-то новое. А младший пока не может составить ему в этом компанию. Кроме того, первенец еще помнит, что ему еще совсем недавно безраздельно принадлежало все Ваше внимание. И появление нового ребенка на руках у мамы вызывает ревность и обиду. Но со временем эти проблемы разрешатся сами собой. Старший ребенок забывает, что когда-то был единственным. Ему становится интересно играть с подросшим малышом, учить его ходить, говорить, играть одними игрушками. И младший очень быстро всему учится.

Нельзя забывать о том, что старшему для успешного развития необходимы дополнительные занятия. Можно заниматься с обоими детьми одновременно. Это будет интереснее и для Вас, и для малышей. К тому же, присутствуя на таких занятиях, младший тоже может усвоить что-то новое для себя. В семьях, в которых растет несколько детей, довольно часто бывает, что, когда старшего чему-то учат, младший, наблюдая за этим процессом, учится сам. Кроме того, подражая старшему, малыш будет усваивать новое быстрее, чем при обучении родителями.

Когда погодки подрастают, маленькая разница в возрасте, из-за которой возникло столько проблем в первое время, становится очень удобной и для детей, и для родителей. Дети будут иметь общие интересы и занятия. Старший забудет то время, когда он был единственным ребенком, и будет помнить, как он рос вместе с младшим, поэтому ревности и соперничества между детьми будет меньше. Они будут расти менее эгоистичными, привыкнут всем делиться и заботиться друг о друге. Им будет легче делить одну комнату. Денежные затраты на вещи для второго ребенка будут минимальными, ведь после старшего они еще не успеют выйти из моды. Погодок можно отдать в школу одновременно. Они могут учиться в одном классе, вместе расти и взрослеть. В переходном возрасте им будет легче вдвоем справляться с возникающими возрастными проблемами. Они будут доверять друг другу свои секреты.

Конечно, -погодок нелегко, а первые пару лет кажется, что это физически невозможно. Но когда они подрастут, все вложенные усилия вернутся к Вам вдвойне, объятием четырех маленьких ручек и смехом двух звонких детских голосов.

это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-погодок , связаны с их агрессией, направленной друг на друга, порой с желанием уничтожить сиблинга, ревностью к матери, соперничеством погодок друг с другом, для того, чтобы быть лучшим и любимым для матери, желанием отобрать игрушку у брата или сестры, которой тот заинтересовался, трудностями дисциплины (дети легко заводят друг друга).
1.АГРЕССИЯ. У ребёнка в утробе матери общие с ней физические и психолог ические границы. При рождении общность физических границ нарушается, а вот единые психолог ические границы ребёнка и матери сохраняются до 3-х лет. Приблизительно в 3 года происходит психолог ическое рождение ребёнка, его отделение от матери, хотя первые шаги к своему «Я» малыш делает только, начиная ходить, родители при этом испытывают явные трудности в воспитании своего чада.
Если у малыша рождается братик или сестрёнка до его трёхлетия, то в его единое с мамой психолог ическое пространство, общий с ней мир входит третий, и он оказывается для него лишним. Поэтому маленькие дети очень часто пытаются нанести повреждения своему сиблингу, поколачивают его. Родителям приходится не терять бдительности, чтобы не случилось беды. Перейдя границу трёхлетия, ребёнок продолжает сохранять негативное отношение к своему сиблингу и часто обижает его, толкает, щипает, бьёт беззащитного малыша. Подрастая младший начинает обижать старшего, отыгрываясь за прошлое. Агрессия может достигать таких размеров, что часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится разлучение детей .
2.РЕВНОСТЬ. Следующая проблема, с которой могут столкнуться родители погодок
это сильная ревность со стороны детей по отношению к матери. Изначально старший ребёнок был возможно единственным в семье, его опекали, обожали, уделяли максимум внимания. И вот мама забеременела, будучи компетентной матерью она конечно же пытается всё своё время посвящать малышу, но он чувствует, что мама беспокоится ещё о ком-то. Рождается младший ребёнок и происходит ДЕТРОНИЗАЦИЯ старшего, буквально он скинут с трона единственного или младшего ребёнка в семье. Такое падение наносит свои психолог ические травмы и порождает ненависть к малышу, вокруг которого теперь все носятся, а иногда и к маме она же первопричина этих неприятных изменений в его жизни. Любой ценой старший ребёнок желает сбросить младшего с престола, занять своё законное место главного любимчика в семье. Пытается доказать, что он лучше или привлечь к себе внимание, часто истериками, капризами, порчей имущества, напакостничать, только чтобы быть у мамы на виду. Старший ребёнок может на прогулке, в поликлинике убегать от мамы или залезать на высокую горку, только чтобы она оставила маленького и понеслась за старшим, закатывать истерики в магазине, чтобы она уделяла ему максимум своего внимания, без конца разливать соки и молоко дома, только бы мама убирала за ним, а не за младшим.
В такой напряжённой и нервозной ситуации маме, как правило очень сложно сохранять спокойствие. Она начинает раздражаться, срываться, орать на старшего, а у последнего от такого поведения мамы обида на неё только возрастает, а ревность к сиблингу усиливается.
Мама же, прекрасно понимая, что свою заботу и любовь нужно проявлять и к старшему, разрывается между домашними делами, детьми , не дающими ничего сделать, мужем, а иногда и работой. Постепенно она начинает ощущать полное бессилие в отношении многочисленных попыток превратить этот «сумасшедший дом» в уютную обитель с тёплой семейной обстановкой, где растут «цветы жизни».
Однако после 5 лет старший ребёнок может стать гиперпослушным, ответственным, в последствии отличником и достигающим многого. Всё это, только для того, чтобы доказать, что он лучше того инфантильного самозванца, чтобы его ставили в пример младшему и мама любила его больше.
3.СОПЕРНИЧЕСТВО. Какой нормальный родитель не пытается привить своим детям любовь друг к другу, чувство родства, братства, важность поддержки и помощи друг к другу. При воспитании погодок
это сверхсложная задача в их борьбе за власть в семье, «место под солнцем», которое конечно же рядом с мамой. Заметным соперничество становится, когда младшему исполняется 3-4 года. Каждый из детей стремится быть первым во всём. Дети могут перебивать друг друга, стараясь перекричать, сказать (проорать) первее, спорить и хвастаться. А если быть первым не получается, то отказывается от дела вовсе, например, одеваться, убирать игрушки, рисовать, выполнять какие-то учебные задания. И чем больше его заставлять делать то, где он не самый успешный, тем больше негативизма появляется у малыша.
Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Можно лишь отмечать достижения каждого, сравнивать со своими собственными прежними достижениями и поощрять за это.
4.ДИСЦИПЛИНА. Несмотря на соперничество, в ряде ситуаций погодки демонстрируют удивительное единство целей. Если один сильно возбуждён и разбаловался, другой заводится не на шутку. Вместе они чувствуют свою силу над родителем, которому с двумя просто не справиться. Эффективным способом угомонить их на несколько минут является изолировать друг от друга, например, развести по разным комнатам, на 3-10 мин., но не дольше.
Поведение детей-погодок часто напоминает сообщающиеся сосуды. Если с одним всё замечательно, то другого начинает клинить: он истерит, бесится, отказывается выполнить мамину просьбу или наоборот, если один дебоширит, то другой старается быть паинькой.
5.ОТБИРАНИЕ ИГРУШЕК. Стремление отобрать игрушку, которая понравилась сиблингу, может сохраняться до конца младшего школьного возраста. Дети до школы вообще склонны отбирать друг у друга игрушки, у погодок же это стремление гипертрофированно. Объяснение простое: наличие игрушки в своих руках
это подтверждение целостности личных психолог ических границ, ведь жизнь погодок это постоянное покушение на личное пространство друг друга. Кроме того, то, чего нет в руках, всегда кажется лучше.
Совершенно невозможно приобретать им разные игрушки, несмотря на то, что покупать дорогие игрушки дважды родителям психолог ически трудно.
Выход здесь только один
наличие личных, но одинаковых игрушек у детей . Это часть их приватности, уважение к их психолог ическим границам.


ОПТИМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг – это незримая связь, которая устанавливается между детьми . Чем она сильнее, тем более дети близки друг к другу.


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Не сравнивайте детей друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2. Старайтесь, чтобы у детей формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми . Берите пример с больших итальянских семей.
3. Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4. Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5. Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6. С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7. Не задаривайте детей игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми гипермаркетов и больших магазинов с игрушками – это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми .
Покупайте детям одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность
это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психолог ическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8. Будет лучше, если дети будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети вырастут инициативными, а инициативность
это свойство воли.
9. Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции
исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10. Делайте домашние дела вместе с детьми . Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок . Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11. Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже
максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей . Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12. Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13. Культивируйте в детях сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Не успели вы в полной мере ощутить себя мамой, как тест на беременность снова показывает две полоски. И вот, с младенцем на руках, беременная, вы предвкушаете все сложности, которые приносят на ваши плечи дети погодки. Особенно актуален страх не справиться для тех женщин, которым неоткуда ждать поддержки и помощи. Когда муж пропадает на работе, родственников рядом нет, а у вас на руках дети погодки, как справиться одной маме с обоими отпрысками – вопрос первостепенной важности.

Если в случае близнецов родителям очень сложно из-за одинаковых потребностей новорожденных, то в случае с погодками проблема как раз состоит в том, что ваши двое детей живут в совершенно разном темпе и у них разные потребности, при этом оба ребенка с маленькой разницей в возрасте совершенно несамостоятельны. Особенности жизни с двумя детьми погодками прежде всего заключаются в умении удовлетворить как физиологические, интеллектуальные, так и эмоциональные потребности обоих малышей. Ах, да, и при этом остаться доброй, терпеливой и ухоженной мамой.

Куда делись помощники? И как их найти?

Чаще всего днем, до возвращения мужа с работы, мама остается дома с двумя детьми, а если это дети погодки - как справиться одной? А если мужа рядом нет? Или он в командировке? Или работает сутки через трое? А если ваши родители в другом городе? Как бы ни сложилась ваша ситуация, есть незаменимые неодушевленные помощники, а помощь людей может прийти с совершенно неожиданной стороны. Вам кажется, что выйти из дома с погодками и отправиться куда-то очень сложно, что поход с ними в магазин – один из вариантов пытки, а квартира становится филиалом царства хаоса.

Однако всегда можно найти помощь там, где и не ожидалось. Итак, если ваши близкие родственники далеко, муж появляется поздно – успевая только чмокнуть спящие головки детей, то можно и нужно искать помощь.

  • Вам всегда помогут вещи , придуманные в нашем мире для облегчения бытовых хлопот. Радио-няни, мультиварки, блендеры, стиральные, сушильные и посудомоечные машины, приставки к коляскам для погодков, кенгуру и слинги, поводки для двоих детей, готовое детское питание в баночках и полуфабрикаты, развивающие игрушки и мультики – все это призвано сделать вашу жизнь хотя бы сносной.
  • Не стоит недооценивать современные услуги . Вы можете заказывать продукты питания, гигиенические принадлежности, технику, мебель, детские товары и одежду через интернет с доставкой прямо до вашей двери. Вы можете все детские анализы сдавать на дому, это не очень дорого, в отличие от приема специалистов. Вы можете приглашать приходящую няню или помощницу по хозяйству (хотя бы студентку на пару часов в неделю).
  • Не следует думать, что современные люди – черствые сухари. Всегда найдутся соседи, которые принесут вам молоко из магазина, или посидят часок с детьми. Всегда есть друзья, которые могут вас выручить, помочь с уборкой или погулять с детьми, хотя бы иногда. Всегда можно вступить в группы или форумы для мам с детьми погодками и оказывать друг другу максимальную помощь. Всегда можно встретить заходящего в подъезд мужчину, который поможет завезти коляску в дом.

Конечно, многое из перечисленного стоит дополнительных расходов. Однако в случае с погодками первый год – самый сложный, и его надо просто пережить как стихийное бедствие. И иногда можно даже заблаговременно подкопить на нужную технику, или попросить нужные вещи в подарок у близких людей на рождение малыша. Детские вещи ведь у вас все остались, и лишние игрушки и одежда вам ни к чему. Ищите помощь – и вы обязательно ее найдете.

Правила выживания для мамы с детьми погодками

Родители, которые уже это пережили, охотно делятся секретами того, как можно оптимизировать семейную жизнь тогда, когда у вас есть дети погодки. Мы собрали все эти рекомендации и просто систематизировали их. Какие-то советы могут вам подойти, какие-то нет, однако мы уверены, что что-то полезное вы наверняка найдете.

Режим дня – ваше спасение

Даже если вы приверженец свободного режима, в случае с погодками знание того, когда и кто должен спать, есть и гулять – очень важно. Именно это позволяет хотя бы примерно распределить домашние обязанности и успеть что-то сделать для себя или по дому.

Установить режим дня довольно сложно, и ваши дети, в силу разного возраста, не должны делать все одновременно, главное определить «график», которого следует придерживаться, хотя бы в пределах получаса разницы. Этот ритм жизни должен быть удобен для всех членов семьи, и как правило подбирается экспериментальным путем. Это хлопотно, однако представьте себе ситуацию, когда в 21.30 оба малыша спят… У вас есть еще три с лишним часа на все ваши личные дела, домашние хлопоты и общение с любимым мужчиной. Сказка!

Самостоятельность старшего ребенка

То, что с появлением второго малыша вашему первому ребеночку придется ускоренно взрослеть, непреложный факт. Однако мнения родителей в вопросе заблаговременного приучения старшего ребенка к горшку, самостоятельной еде и питью, способности спать без родителей – расходятся. Если вам это удастся – это значительно облегчит вам жизнь.

Однако экстренно делать это перед рождением малыша не стоит – психологи не рекомендуют что-то резко менять в жизни ребенка как за два месяца до появления братика или сестрички, так и спустя пару месяцев после. Тем более, на фоне ревности у старшего малыша может наблюдаться (а может и не наблюдаться) регресс в развитии, откат в детство – ребенок может снова писаться, сосать грудь и пустышку, отказываться самостоятельно есть. Таким образом, малыш показывает вам, что он тоже маленький, и вы ему тоже очень-очень нужны. Если отнестись к этому со смехом, показав, что это может быть только игрой – то старшенький быстро отправится на поиски более интересных игр. А вот отказывать в этом не стоит – первенец должен быть уверен в том, что вам для него не жалко того, что получает младенец, ни грудного молока, ни памперса, ни поцелуев.

Но заблаговременное приучение к самостоятельности способно буквально спасти вас в сложный период после роддома, поэтому не поленитесь потратить на это силы в период второй беременности. Если ваш первенец способен поесть сам, или уделить внимание самостоятельным играм, если малыш принесет вам влажные салфетки и памперс для новорожденного – это будет неоценимая помощь маленького, но такого любимого человечка.

Кормление погодок

В определение «дети погодки» входит разница у малышей в пределах до двух лет. И, конечно, кормление двух младенцев, один из которых новорожденный, а второму нет еще и года – процесс сложный и неопределенный. Чаще всего для определения трапезы погодков подходит слово «грязня». Главное – сохранять терпение и спокойствие.

  • Если оба ребенка на грудном вскармливании, но старший - с прикормом, можно несколько кормлений делать совместными, есть много возможностей для одновременного кормления грудью двух детей. А прикорм старшему ребенку давать, как и положено, – на детском стульчике. К тому же такая политика способна сгладить ревность между детьми.
  • Когда необходимо вводить прикорм младшему, а старший еще не ест самостоятельно, многие мамы делают одну тарелку на двоих и одной ложкой дают им еду по очереди. Прямо как птенчиков.
  • Опять же, суп и второе можно готовить для малышей одинаковое, только без соли. Младшему – пропустить через блендер, старшему – посолить. Вуаля!
  • Если старший может есть сам, но руками – пусть ест как умеет. С этикетом можно разобраться и позднее.
  • Печенье, котлеты, бананы – все, что можно взять в руку и грызть самостоятельно – ваша находка.
  • Лучше всего идти на поводу у детей и готовить то, что они любят. И картошку и творожки не надо запихивать силком им в рот.

Прогулка с детьми погодками

В случае с двойней все проще. А в этом случае интересы детей погодков расходятся кардинально: младший лежит в люльке, а старший, который еще и ходить-то толком не умеет, желает осматривать мир из положения сидя. А еще лучше, если ходить он все-таки умеет, – штурмуя горку или убегая от мамы с малышом. Бросать коляску и спасать старшего? Или остаться с младенцем, беспокоясь за первенца? Когда необходимо выгулять таких малышей, как дети погодки - как справиться одной, без помощи?

Конечно же, лучше всего все-таки брать на прогулку помощника. Но гулять в ночи, после прихода папы с работы, явно не вариант, поэтому придется как-то приспосабливаться.

  • Отличным источником информации по технической стороне дела можно найти в нашем разделе «транспорт для двоих детей» . Там более подробно рассказано и о колясках для погодок, и о комбинировании слингов с одиночной коляской, и о всевозможных приставках и ступеньках для старшего ребенка. Всегда можно подобрать тот вариант, который будет оптимален для вас и ваших детей.
  • Самой большой проблемой при прогулке с погодками служит процесс одевания. Но упростить это вполне можно в том случае, если заблаговременно подготовить одежду для обоих детей с вечера, глянув перед этим прогноз погоды на завтрашний день.
  • Не забудьте посадить старшего, или обоих детей на горшок, возвращаться из-за этого через 20 минут домой - удовольствие сомнительное.
  • Чем легче по весу одежда и чем меньше на ней застежек, тем более полезна она для вас. Важна простота и быстрота процесса одевания. Например, мембранные комбинезоны позволяют довольно легко заталкивать туда отловленного ребенка прямо в домашней одежде, не промокают и почти не пачкаются. А комбинезоны с утеплителями последнего поколения, например – изософт, использующийся в большинстве финских моделей, позволяют сделать одежду почти невесомой, но очень теплой. Вместо шапки и шарфа проще натянуть шапку – шлем.
  • Детей лучше одевать поочередно, то есть сначала нижнюю одежду старшему, потом – младшему, шапку старшему, шапку младшему, и так далее. При такой методике дети не успевают сильно вспотеть. Ах, да, вы должны либо одеться первой, либо накинуть куртку уже на ходу, и заблаговременно подготовить транспортное средство.
  • Гулять лучше всего на огороженных площадках (например, на территории садика) и в парках, там, где у детей не будет возможности найти неприятности. Иначе пока вы катаете маленького на качели, старший может побежать за мячом на проезжую часть, а отвлекшись на старшего, младшего тоже можно упустить из виду. Лучше всего не отвлекаться на прогулке на разговоры с другими мамами, у них-то один малыш – и тот на виду.

Купание ваших малышей

Это не такая сложная проблема, как вам кажется. Конечно, новорожденного лучше купать отдельно, до тех пор, пока малыш не будет уверенно сидеть. В этом случае мойте сначала маленького. Старшему ребенку наверняка понравится наблюдать за процессом, он может подготовить памперс, подать вам средство для купания, масло, полотенце. После того, как малыш искупался и поел, оставшись осоловелым и довольным, можно купать старшего ребенка.

А вот после шести-восьми месяцев можно набирать в общую ванну сантиметров 20-25 воды и обоих детей сажать туда вместе с игрушками. Это всегда весело и эффективно, но родители должны контролировать процесс – слишком легко поскользнуться или захлебнуться. Вынимать детей лучше одновременно – младший в полотенце на руках, старший закутанный в полотенце на полу, оставлять детей даже на пару минут в ванне одних категорически не рекомендуется.

Лучше всего все необходимое после купания – пижамы, крема, ножнички для стрижки ногтей и ватные палочки подготавливать заблаговременно, раскладывая это рядом с местом, где вы вытираете и переодеваете детей.

Сон, как много в этом слове

Для кого-то этот вопрос решается спокойно, а для кого-то укладывание детей превращается в ад. Очень сложно уложить обоих малышей одновременно, причем, если еще не спит старший – младенца уложить не так сложно, в первые месяцы жизни дети часто засыпают у груди. Первенца в это время лучше занять интересной, но спокойной игрушкой, поставить ему аудио сказку, или можно даже положить рядом с собой так, чтобы он не мог трогать засыпающего малыша.

А вот если малыш не спит, то и старший ребенок и мама будут на него отвлекаться. В этом случае идут в ход различные хитрости, ведь младенца одного не оставишь в другой комнате. Лучше всего расположить младшего таким образом, чтобы его видели только вы, а первенец – нет. Предложите малышу развивающий коврик, качельки, любимую игрушку, детское зеркальце – что угодно, что займет его хотя бы минут на 15-20. За это время постарайтесь уложить старшего ребенка. Не нужно отказываться от работающих методов – покачать первенца стоя, лечь рядом с ребенком.

Лучше всего засыпать всем втроем на одном диване – младший сосет грудь, старший обнимает со спины и слушает сказку.

Домашние дела

В первые месяцы, пока семья адаптируется к новому образу жизни вчетвером, в вашем доме царит хаос. И это нормально. Выспаться и отдохнуть – гораздо важнее. Но если систематизировать все домашние хлопоты, то можно дать следующие советы:

  • Не усложняйте. Некоторые дела по хозяйству можно делать реже, чем вы привыкли и чем вам того хотелось бы. Сантехнику можно мыть всего пару раз в месяц, так же как и плиту, готовить только простые в исполнении блюда, активно использовать полуфабрикаты и замороженные овощи. Вещи, честно-честно, можно просто не гладить. Да и без ежедневного мытья полов не ползающим детям вреда никакого нет – их достаточно пропылесосить и раз в неделю намыть.
  • Автоматизируйте. Если что-то из домашних обязанностей можно автоматизировать – сделайте это. Чуть подробнее об этом можно прочитать в статье «Полезные гаджеты для мамы» (появится на сайте немного позднее). Используйте всю бытовую технику, которую можете приобрести. Если перед прогулкой закинуть мясо с овощами в мультиварку, посуду в посудомойку, а белье в стиральную машину с функцией сушки, то придя с детьми домой, можно спокойно пообедать готовым обедом из чистой посуды, и развесить почти сухое и почти не мятое белье.
  • Дистанцируйтесь. В современном мире вполне можно воспользоваться покупкой и доставкой всего необходимого через интернет, не выходя из дома. Одежду и обувь для детей и родителей, продукты, детское питание и памперсы, предметы гигиены и бытовую химию – все это можно купить, не выходя из дома, не тратя бензин и несколько часов на посещение магазинов. Пусть лучше муж пораньше придет с работы и даст вам передышку.

Развивалки

Развитие детей в первые годы жизни идет стремительными темпами. И если все время дети проводят друг с другом, то ваш первенец может в какой-то момент недополучать те знания и впечатления которые соответствуют его возрасту.

В таком случае, лучше заниматься сразу с двумя детьми, ориентируясь на потребности старшего ребенка. Младший будет тянуться, легче и быстрее усваивая материал. А вот занятия с младшим ребенком можно провести в форме урока, где учителем будет ваш первенец. Он вполне может показать малышу форму предметов, назвать цвета, показать животных, назвать разные предметы. Это будет примером сотрудничества, которое необходимо развивать у ваших детей – погодков. Именно сотрудничество – залог хороших отношений между детьми, когда результат зависит от умения малышей ладить друг с другом. А вот соревнования лучше не устраивать – погодки и так очень ревнивы и растут в высоко конкурентной среде.

Занятия со старшим ребенком, которые не предусматривают пока присутствие малыша (который будет тянуть в рот пластилин, отбирать мелкие детали конструктора старшего ребенка, мешать рисовать красками или складывать пазлы) лучше проводить в то время, когда младший спит.

Итог – все счастливы

Дети погодки – это сложно, но ничто не сравнится с тем чувством, когда к маме прижимаются два обожаемых крошечных существа, их маленькие ручки, их трогательная забота друг о друге. Думая о том, какое вам дано счастье - дети погодки, как справиться одной со своими малышами уже и не обсуждается, и кажется все не сложно. Все преодолевали этот период, и вы прорветесь. Но главное – знайте, пройдет всего год, и ваши крошки займутся друг другом, будут много и с удовольствием играть друг с другом, не отвлекая вас от ваших собственных дел. И вы с удивлением заметите – с двумя детьми легче, чем мамам одного ребенка, который все время требует развлечь его. Ну а если возникают вопросы, то мы постараемся ответить на них, перелопатив далеко не один форум «дети погодки» в поисках правильных и оптимальных решений.

Здравствуйте, наши дорогие читатели! Сегодняшняя статья о воспитании погодок не обычная. А особенна она тем, что её нам прислала читательница . В этой статье она делится своим опытом.

Я бы сравнила погодок с современной киноиндустрией. Смотришь трейлер к новому фильму, и сразу же хочется бежать в кинотеатр. Прибегаешь в кинотеатр, покупаешь билет и понимаешь, что тебя обманули!

Но это же, конечно, шутка. Своих детей я очень люблю, но иногда воспитание погодок загоняет в тупик истерик, раздражения и нервов.

Правило номер раз. Режим дня и самодисциплина.

Как справиться с двумя малышами? В первую очередь нужно правильно организовать свой день. Начала я с анализа своих эмоциональных и физических затрат, воров времени и т.д.

По хорошему счету меня спасло то, что еще до рождения второго ребенка, я приучила первенца к строгому распорядку. Мы вовремя кушали, гуляли, играли и ложились спать. К появлению второго ребенка мы подошли практически на автоматизме – это существенно сократило мои трудозатраты.

Правило номер два. Помочь мне? Да, пожалуйста!

Сначала моё воспитание погодок строилось по схеме: «я сама – я сама – я сама». Вытащить две коляски и двоих детишек на улицу? Не проблема! Потная и красная я долго довольствовалась своей самодостаточностью. Но потом осенило: а зачем? Ведь можно попросить о помощи:

* мужа;

* родственников мужа;

* своих родственников;

* друзей;

* подруг;

* соседей;

* случайных прохожих.

Признаюсь Вам очень честно: в душе мне ВСЕГДА было стыдно кого-то просить о помощи. Мне казалось, что я обязываю людей. Такие эмоции одолевали меня и в том случае, если приходилось просить о помощи совсем близких людей.

Шаг за шагом я начала себя «ломать». Сначала просила о сущих мелочах. Окрепнув на этом поприще, шла дальше: просила забежать в магазин или помочь спустить ту же коляску. Так что не стоит отказываться от чьей-либо помощи.

Правило номер три. Каждому по калачу.

Воспитание погодок – это весьма интересный в своей сложности процесс работы с ревностью. Здесь очень важно каждому уделить внимание. И при этом, уход за одним можно сочетать с общением с другим. Например, когда я кормлю младшего, старший всегда возится с нами. Он либо смотрит на процесс кормления, либо мы с ним разговариваем или играем в простые устные игры. В конце концов, можно и сказку рассказать.

Правило номер четыре. Два ребенка = две личности.

А знаете, что для меня самое главное в воспитании погодок? Это осознание и принятие того факта, что два ребенка – это две разных личности со своими вкусами и характерами. В нашей детской у каждого из мальчишек есть свой маленький уголок. У младшего – это пока только кроватка и манеж, а у старшего – своя игровая зона и кровать. В дальнейшем, я полагаю, нужно будет еще больше разделять пространство и игрушки. По моему мнению, дети должны понимать, что у каждой вещи есть хозяин. И брать чужое (пусть и брата или сестры) без разрешения нельзя!

Правило номер пять . Средства два в одном.

Воспитание погодок – это замечательная способность одновременно вырастить двух замечательных людей. И заложить в них такие важные качества, как сотрудничество и компромисс. Я стараюсь разнообразить наши игры: в игровой форме дети должны научиться совместному принятию решений. Командные игры помогают сблизить «соперников» и показывают одну простую истину: победа достижима только общими усилиями! Чем мне нравится это правило? Оно одновременно выполняет две функции (а, значит, экономит мое время): занимает время детей и развивает их как личность.

Мама двоих очаровательных погодок
Ольга Алексеева.

фото Елены Медведевой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!