Как объяснить ребенку, что воровать плохо. Игра по правилам и без: как научить ребенка не брать чужие вещи

Если ребенок берет чужое: советы психолога

Многие мамы сталкиваются с деликатной проблемой: оказывается, ребенок берет чужое. Только без паники! Дело поправимое.

Неприятно, когда твой милый малыш случайно прихватывает в магазине пару леденцов. Но не надо драматизировать и видеть в нем будущего гангстера. Дети дошкольного возраста еще не в полной мере могут провести границу между своим и чужим: понимание приходит со временем. В 1-3 года ребенок спокойно играет с любыми игрушками, которые лежат на детской площадке. С 4 до 6 лет уже он понимает, что берет чужое, но не всегда в состоянии оценить, плохо это или хорошо. А вот к 7 годам у ребенка формируется свой внутренний цензор.

С чего начать?

Чем раньше ты станешь прививать дочке или сыну понятие личной собственности, тем проще он усвоит правила, и тем меньше шансов в будущем столкнуться с проблемой воровства.

1. Приучай ребенка всегда спрашивать «Можно я возьму вот это?» — не только у чужих людей, но и у тебя. И сама следуй этому принципу.

2. Важно, чтобы у каждого члена семьи (включая младших) были свои вещи , которые нельзя трогать без разрешения. То есть и ты тоже не перекладываешь игрушки ребенка без его ведома.

3. Старайся привить ответственность за личные вещи. Каждая должна находиться на своем месте.

4. Показывай правильный пример: сама не подбирай на улице потерянные деньги, драгоценности. Ведь так ты даешь ребенку понять: все, что «плохо лежит», можно забрать.

Причины воровства

Желание быть как все, вписаться в коллектив. Когда идет волна популярности фей, пони или бакуганов, ребенку хочется не отставать от других. А если родители не покупают? Поддавшись порыву, малыш берет чужое и восполняет потребность быть частью коллектива.

Стремление компенсировать нехватку тепла и заботы. Часто родители откупаются от детей подарками, вместо того чтобы провести полчаса за игрой. И эта модель усваивается: раз мне грустно и одиноко, надо просто взять вещи, которые мне нравятся, и станет лучше.

Попытка привлечь внимание. Раньше у тебя голова была занята своими делами, но, стоило только сыну или дочке стащить что-то в магазине, ты сразу переключилась на них.

Жажда отомстить. Ребенок, которому не хватает поддержки ровесников (в детсадовской группе, классе), может тайно забрать вещи своего обидчика, сломать или спрятать их — и одержать моральную победу.

Но все это ты сможешь выяснить, только если спокойно поговоришь с ребенком.

Как реагировать?

Важно, чтобы родители четко понимали: в этой неприятной ситуации нельзя противопоставлять себя ребенку. Наоборот, надо быть с ним, попытаться понять и помочь.

Ругать бесполезно . Потому что, когда ты отчитываешь его, ты словно говоришь ему: «Я очень хорошая и правильная, а ты нарушаешь мои запреты, значит, ты — плохой». Увы, такую реакцию можно назвать типичной. Когда вскрывается факт «воровства», мы в первую очередь думаем о себе: «Я что, плохая мать? Что люди скажут?» И начинаем нападать на ребенка.

Выясни причину такого поведения. Только не надо вопрошать «почему?» — провинившийся станет защищаться и уйдет в себя. Лучше спроси: «Для чего ты это сделал? Чего именно ты хотел?» Когда он расскажет, постарайся предложить другой выход из той неприятной ситуации, которая вынудила его взять что-то чужое.

Объясни на примерах. Предложи ребенку представить, что это у него отняли любимую игрушку. Спроси, расстроится ли он. Точно так же обидно и грустно другому малышу, у которого он взял машинку без спроса. В младшем школьном возрасте можно привести в пример любимого учителя («представь, что кто-то возьмет вещь у него»). А с детьми постарше лучше обсуждать ситуацию, отталкиваясь от их общения с ровесниками («если ты возьмешь вещь у лидера, то не станешь таким же крутым»).

Чем старше ребенок, пойманный «с поличным», тем важнее смотреть не на него, а на себя и семью в целом. За кем он повторяет? Что пытается компенсировать? Возможно, понадобится и консультация психолога… В любом случае самое главное — вести с ребенком открытый диалог и быть на его стороне, что бы ни случилось.

Галина Смыслова, психолог


Воровство в маленьком возрасте - что делать родителям

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые "кражи престижа", когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, "на спор". Также для детей-дошкольников нехарактерны групповые кражи.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:

1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
4. желание отомстить кому-либо.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.

Наиболее часто среди дошкольников встречаются кражи, мотивированные желанием завладеть чем-либо, принадлежащим другому человеку. Ребенок видит новую игрушку у сверстника, о которой он давно мечтал, и, воспользовавшись моментом, он ее прячет или уносит. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия "мое", "твое", "собственность", "чужое" абстрактны и малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание.

Вторая группа мотивов (желание сделать подарок кому-то из близких) также связана с отсутствием понимания
отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям приятное.

Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.

Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. "Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?" - удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются:

Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
- осознание своего существования "здесь-и-сейчас", непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей - последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т. д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток - вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой - "закрыть глаза" на проступок, и за угрозой наказания не следует;

Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые
не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;

- "двойная мораль", когда действия родителей расходятся с делом;

Вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле "кумир семьи", подмены общения материальным обеспечением;

Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что "брать чужое нельзя", одновременно принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.

Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-чадо".

Еще одна крайность - желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка - влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это способствует развитию лживости, двойной морали.

В каждой из вышеперечисленных ситуаций происходит деформация личности ребенка под воздействием неправильного воспитания. Поэтому одним из первых шагов психолога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов проступка, а также выяснение особенностей семейного воспитания. В случае, если в ходе диагностики выявлены нарушения в системе воспитания и взаимоотношениях между родителями и ребенком, основной акцент должен делаться на работе с родителями, до сознания которых необходимо донести истинную причину воровства, объяснить возрастные особенности детей-дошкольников. Часто первой реакцией взрослых является отрицание и высказываемое желание принять кардинальные (обычно порка) меры, а также изменение в отрицательную сторону отношения к ребенку.

Психолог, принимая и понимая чувства родителей, должен стремиться настроить их на последовательную работу, касающуюся изменения стиля общения с ребенком. Также важно научить их адекватному реагированию на факт воровства.

Что можно порекомендовать родителям?

Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула "воровать нельзя, воровство - это плохо" должна быть хорошо понята и принята ребенком.

Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.

Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин, которые должен помочь выявить специалист. Но в любом случае появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей. Если же после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.

На вопрос сын украл у меня 8000 руб. конечно понимаю, сама воспитала, но как теперь жить дальше? как объяснить что нельзя воровать? заданный автором Обособить лучший ответ это наказать и сказать что если украдет то посадят в тюрьму..

Ответ от Дж.Поллак [гуру]
сдать на месячишко в детдом, там быстро обьяснят, что такое "крысятничество".



Ответ от Европейский [активный]
Лишить чего-нибудь - это неправильно. Лучше отдать его на перевоспитание куда-нибудь - школу милиции, суворовское училище и т. д.


Ответ от Проститься [гуру]
Обьяснить, что тех кто ворует у своих, называют крысами
ну и тд


Ответ от разбиватель сердец [новичек]
Лучший метод - это физические наказания. Свяжите его, разденьте и отлупите ремём, можете облить его бензином, но не поджигайе (если вы не хотите убить мелкого поганца) , также широкая анальная пробка неплохо стимулирует воспитание.


Ответ от Ѝ.И. [гуру]
От телевизора отстраните его и всё нормально станет!


Ответ от Кузнецова Ирина(Иванова) [гуру]
За этим может скрываться другая проблема. Сейчас часты случаи в школах, когда дети постарше вымогают, а малыши воруют дома и несут им из страха. Поговорите так. что вы точно знаете. что он не подлец, что он замечательный и честный мальчик, но в семье не должно быть секретов и он должен рассказать, зачем ему понадобились деньги, которые не просил, а тупо украл. Ребенок должен плакать от искреннего стыда. а не от страха перед отрезанием рук или милицией. Воспитаете мелкого трусливенького жулика. Говорите с ним, как с достойным мужчиной. который случайно оступился, что такими поступками можно потерять ваше доверие. а это чревато. и т. д. Вы мало общаетесь с сыном по душам. Вам не доверяет ваш ребенок и не жалеет вас. И в этом ваше упущение. Он ещё маленький. все можно исправить.


Ответ от Галина Китча [гуру]
Не впадайте в панику, может быть, действительно у него кто то деньги вымогает, разберитесь с этим.


Ответ от THE WORLD IS MINE!!! [эксперт]
я примерно в таком же возрасте воровала деньги у деда ((за что мне сейчс ужасно стыдно. даже не знаю почему я это делала. впринципе меня тоже не ограничивали в игрушках и т п. Просто хотелось повыпендриваться в школе, накупить всякой фигни самостоятельно. Вообщем когда это всё раскрылось мне капеец влетело. было очень стыдно смотреть деду в глаза (Родители долго еще думали что на меня кто то в школе повлиял и заставлял воровать деньги-им просто не верилось. Работать я пошла очень рано, хотя особо ни в чем не нуждалась. И сейчас не могу без личных собственых денег) Но после того случая таког больше не повторялось. Заставьте сына зарабатывать деньги, что б он понял что они с неба не падают и не так легко достаются. не на работу его конечно отправлять, но например просить что то сделать чем то помочь и за это вы ему дадите денег. пустьполучает их не просто так


Ответ от Matod [гуру]
Показывать видео с отрезанием рук - это перебор. То есть Вы этим как бы сказали, что готовы поступить со своим сыном также - искалечить собственными руками. В то время, как для ребенка родители - самая надежная защита. Нельзя так...((
Во-первых, не надо паниковать. Возможно, дело не в ошибках воспитания. Большое количество детей в возрасте 7-11 лет имеют опыт воровства. Это практически норма и если в остальном ребенок развивается нормально и это единичный случай, то никаких специальных мер принимать не надо. К 10 годам ребенок и так обычно имеет четкое представление о том, "что такое хорошо, и что такое плохо". И прекрасно осознает это и старается скрыть.
Если проступок раскрылся, то главное, чтобы были соблюдены следующие моменты:
1) Родители должны отреагировать. Эта реакция должна быть адекватной. Нужно показать, что Вы крайне не довольны совершенным, но готовы обсудить с ребенком проблему. Поэтому угрозы наказанием или само наказание не уместны, т. к. тогда ребенку останется только занять оборонительную позицию и он будет ждать наказания, а для понимания и осознания времени не будет.
2) В беседе добиться того, чтобы ребенок признал свою вину и подтвердил, что он понимает, что поступил не правильно. Если такого понимания нет, то нужно объяснить, почему воровать не хорошо.
3) Добиться того, чтобы ребенок сам устранил последствия - вернул украденное, извинился. Иногда здесь не мешает ребенку помочь, объяснить как надо это сделать. Неплохо, если ребенок как-то компенсирует материальную сторону. например, если деньги потрачены - ребенка можно лишить карманных денег на соответствующую сумму.
4) Следить за состоянием ребенка и постоянно отражать его чувства. Можно отметить в начале разговора, что он боится. Потом, что ему стыдно (если, конечно, это так) . Отметить, что вряд ли ему приятна эта ситуация, и что в будущем следует избегать ее.. . Рассказать, что произошедшее очень плохо, но Вы готовы его простить, т. к. знаете, что многие дети так делают и надеетесь, что в будущем этого не повторится. Оказанное понимание, защита, доверие и помощь дадут нужный эффект.
Все это конечно применимо для нормального ребенка, развитым по возрасту, обученному соблюдать правила и нормы, с доверительными отношениями к родителям. Если же речь о регулярном воровстве, то тут другой разговор и возможно действительно следует обратиться за помощью к специалистам.
Что касается "уволиться с работы". Возможно, уже не имеет смысла. После 10, к подростковому возрасту, ребенку не нужен непрерывный контакт с родителями. Важнее становится общение со сверстниками и мнение других людей. В этом возрасте ребенку полезно не столько наставление и контроль со стороны родителей, сколько потенциальная возможность получить помощь, общение, защиту, поддержку без навязывания. Подростку полезно видеть родителей самодостаточными, успешными - как в личной жизни, так и в работе. Тогда и произойдет закрепление того положительного примера, который демонстрировался ребенку с его рождения.


Ответ от Екатерина Шишкина [гуру]
Ну я не знаю - почему ваши дети воруют и почему это почти нормой считается. Моему 10 лет, прекрасно знает где дома деньги лежат - ни копейки не взял. Сдачу всегда приносит. Даже если монетку на улице найдет - маме тащит. Может потому, что знает, что у мамы зарплата маленькая. И что мы с ним вместе копим деньги на летнюю поездку в Питер


Ответ от Ольга [гуру]
Дети все разные... кто то ворует... кто то нет... у меня два сына... один воровал лет до двадцати... просто прятала все, что можно... а младший один раз купил себе мороженного и до сих пор только отдает.... выбирать вам, что делать... разговоры разговаривать... наказывать... или на время ограничить во всем... типа-нету денюшек... кашку кушай...


Ответ от Anatala [гуру]
Вы с ума сошли - показывать видео, как отрезают руки? ! Всяких глупых видео он еще насмотрится. И пишут тут глупости и крайности - "телевизора лишить", "на перевоспитание отдать"... Как это отдать своего ребенка, что за бред? Нужно, во-первых, строго наказать. За плохие оценки, случайные ошибки и т. п. наказывать нельзя. А за хамство, ложь, воровство - НУЖНО! И не "телевизора лишить", горе-воспитатели. Велеть снять штаны, трусы, и выпороть. После этого поставить в угол лицом на несколько часов. Во-вторых, и это еще важнее, усилить общение с сыном и установить что-то вроде "негласного наблюдения". Выяснить, какие взаимоотношения у сына с другими детьми в школе. Здесь правильно пишут: у мальчика могут вымогать деньги старшеклассники или даже сверстники. Если откроются такие факты, нужно вмешаться в эту ситуацию. В общем, наказать, но одновременно и защитить. Комплексный подход.


Ответ от Елена [гуру]
просто поговорите с ребенком спокойно и объясните ему что так поступать некрасиво непорядочно что это стыдно


Ответ от Весна 79 [гуру]
И для чего уволиться? чтобы 10-летнему ребенку показывать как руки отрубают?
да вы из него не только вора сделаете, а еще маньяка.
И чем больше вы будите стращать, тем более известный маньяк получится из вашего сына.


Ответ от 666TyMaH666 [новичек]
Привет от ТДД


Ответ от Дмитрий Борисов [активный]
кек


Эти правила могут спасти жизнь вашему ребенку! Как объяснить детям, что общение с незнакомыми людьми может таить угрозу? В каких случаях нужно немедленно звать на помощь? И как, рассказывая малышу о всевозможных опасностях, не запугать его? Советы аналитического психолога Виктории Андреевой.

Разговаривать с ребенком и объяснять ему, что общение не со всеми взрослыми может быть безопасным, лучше начинать с самого раннего детства. Необходимо вводить строгие правила: нельзя брать ничего у чужих людей, нельзя ни в коем случае уходить от дома с незнакомым человеком, чтобы этот человек не предлагал. Можно даже объяснять ребенку, что обычно предлагают такие незнакомцы: посмотреть какую-то коллекцию Барби, покормить котят. Очень часто такие люди могут упоминать родителей: мы от папы или от мамы. Кроме того, ребенок должен быть готов к провокациям типа: "Ну, понятно. Ты - совсем маленький. Тебе надо спрашивать разрешения. Ой, я думал, ты - большой". Ребенок должен быть знаком с такими провокациями.

Одна из опасностей - это сексуальное использование детей. Это происходит и в садиках, и в школах, и на секциях. Задача родителей проводить профилактику сексуального использования, сексуального насилия. Достаточно рано мы объясняем про интимные места, про прикосновения к этим местам. Очень часто дети боятся и себя винят, если что-то происходит. И очень важно проговаривать, чтобы ребенок не боялся, чтобы он обязательно рассказывал маме и папе, что они его защитят, это очень важно. О возможности таких ситуаций обязательно нужно предупреждать ребенка. И нужно научить его, что делать в различных ситуациях.

Сейчас есть случаи, когда средь бела дня на детских площадках подходят словоохотливые взрослые, начинают задавать вопросы. Тут понятно, просто не надо разговаривать. Если ребенка взяли за руку и ведут с силой к автомобилю или еще куда-то, нужно объяснить ребенку, что хороши все меры самообороны, что он может кричать, кусаться, драться, пинаться и кричать не просто: "Спасите! Помогите!", а "Это не мой папа! Это не моя мама! Вызовите полицию!". Чем громче он кричит – тем лучше, - обязательно кто-то откликнется. Конечно, послушные тихие дети особенно уязвимы.

Бывают ситуации, когда с ребенком уже что-то произошло, и он по каким-то причинам боится рассказать об этом родителям. Есть признаки, по которым родители сами могут догадаться, что ребенок в беде. Когда какой-то стресс психологический, это сказывается на теле. Возможно, это будет изменение какого-то пищевого поведения - ребенок может вообще не есть, у него может болеть голова или живот. Когда родители в контакте с ребенком, они увидят, что его поведение изменилось, настроение изменилось. Что он ведет себя в некоторых ситуациях странно, что он замкнут. И конечно, нужно начинать разговаривать. Если ребенок не может сказать маме, возможно, он может сказать папе, но не надо давить. Нужно спокойно исследовать, что происходит.

Бывают обратные ситуации, когда родители слишком запугивают ребенка. Важно не перейти ту грань, чтобы не сделать из ребенка невротика. Задача родителей - обеспечить безопасность детям и в то же время дать им то жизненное пространство, где они могут развиваться и становиться взрослыми, самостоятельными людьми.

Обнаружив в игрушках своего ребенка не принадлежащую ему вещь, не торопитесь браться за ремень.

Едва придя с улицы, Аня вынула из кармана куртки куколку в ярком платье, и, вступив с ней в разговор, двинулась в детскую. Ни мать, ни отец этой красавицы ей не покупали. "Чья это кукла?" - "Моя!" - не отвлекаясь от игры, ответила дочка.

Почему нельзя?

Даже самых спокойных родителей потрясает, когда вдруг обнаруживается, что их малыш что-то взял без спросу в гостях или унес из садика. За этим сразу следует скандал, слезы, праведный гнев, мрачные размышления о будущем ребенка. Подумать тут и вправду есть о чем, но без излишнего трагизма.

Я уже говорила, что маленькие дети в игре могут обмениваться игрушками друг с другом так, словно это общие игрушки и в то же время принадлежат каждому из них. Ребенок ведь не сомневается, что если вещь находится перед его глазами и до нее можно дотянуться, тем более еще и поиграть, то она - его. Представление о том, что такое "мое" и "чужое", появляется у маленького человека, как правило, после трех лет. А до тех пор детское воровство по сути и не воровство вовсе.

Ну, скажите, вор ли четырехлетний мальчик, который в искреннем дружеском порыве отдал своему товарищу самый красивый диск из вашей, папа, аудиоколлекции? А малыш, спокойно положивший в свой карман оброненного соседом по песочнице пластмассового солдатика? Он всего-то хочет иметь то, что принадлежит другому и искренне не понимает, почему решать эту проблему так нельзя и почему его ругают за это.

Ребенок пока просто незнаком с общепринятыми правилами и нормами поведения, родители, к сожалению, не нашли пока что времени ему сказать, что взять не свое - означает украсть, что очень плохо. Если объяснить все это вовремя, в самый первый замеченный вами раз, то велика вероятность того, что с этого раза он начнет хотя бы спрашивать, можно ли ему взять понравившуюся игрушку. Так вам, возможно, удастся покончить с проблемой в ее зародыше.

Внимание любой ценой

Но, случается, ребенок (как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста), кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое. Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым. Ведь психология детского "воровства" проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.

Главным побудительным моментом взять чужое является, конечно же, сильнейшее, непобедимое желание иметь понравившуюся вещь, порой вопреки голосу совести. Ребенок может понимать, что поступает плохо, но сила искушения велика, и он не может устоять. Он осознает, что наносит вред другому, но находит самые разные оправдания своему поступку - "у Сережки и так много всего", "мне завтра купят, и я ему верну", "да они и не заметят ничего", и т.д.

Вы и вправду, случается, не замечаете, как из вашего кошелька пропадают монеты разного достоинства, со стеллажа - отдельные книжки, а с полки - диски. У вас масса дел, вы приносите домой деньги, вам не до мелочей. А замечаете ли вы при этом в принципе, как растет ваш ребенок, способны ли сами увидеть, что из купленного еще в прошлом году свитерка руки торчат чуть ли не по локоть? Замечаете ли, как он завистливым взглядом провожает сверстников с мороженым в руках?

Но стоит вам заметить пропажу, вы превращаетесь в беспощадный карающий меч. Так этого ребенок и добивался! Ведь ему просто не хватает вас, вашего внимания, вашего реального участия в его жизни. Да, усердно работая, вы печетесь и о нем тоже, но это происходит далеко от него, он этого не видит. И чем сильнее будет ваш гнев, тем чаще ему будет хотеться хоть такого, зримого, вашего внимания. Имущественная выгода его поступка интересует ребенка, может быть, меньше всего. И взятые у вас деньги, купленные на них сладости для него просто символ замещения родительской любви.

И еще. Если у ребенка не все благополучно дома, он будет искать утешения вне его, среди сверстников. А чтобы завоевать их уважение, будет готов на многое, в том числе - брать у вас без спросу деньги с тем, чтобы "подкупать" ровесников, которые согласны общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. А вы были в курсе, что он одинок во дворе и в школе, что он не умеет общаться, не умеет дружить? И кто его этому должен был научить?

Вы вместе!

И вот вы вне себя, вы в панике - ребенок взял чужое!

Прежде чем начать разбираться, вспомните, пожалуйста, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Значит, вам нужно быть предельно осторожными в словах, в чем бы вы его ни подозревали! Психологи считают, что родители должны всегда исходить из железного правила - никогда не обвинять ребенка в воровстве, даже если, кроме него, "украсть" было больше некому. Исключение, как пишет психолог Марина Кравцова, составляют случаи, когда вы застали его на месте преступления, но и в этом случае надо выбирать выражения, ведь иногда даже одного излишне жесткого разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Но и в этом случае не стоит раздувать случившееся до масштабов катастрофы, равно как и делать вид, что ничего не произошло.

Да, вы расстроены, рассержены, но все-таки старайтесь держаться спокойно. Обвинения, а тем более рукоприкладство никогда не решат проблему (равно, как и вопрос: "Почему ты это сделал?", не получит внятного ответа), а ребенок будет и дальше заниматься своим делом, а вас обманывать, чтобы избегать наказания. После должной оценки происшедшего поговорите с ним спокойно и доверительно.

Маленький человек редко задумывается о последствиях воровства. Постарайтесь поставить его на место жертвы, пусть вспомнит, как ему было обидно, когда без спросу брали его вещи. Ребенка постарше можно спросить: "Представь, ты обнаружил, что из твоего кошелька украли деньги. Что бы ты сказал этому человеку?" Со школьниками одного разговора о честности, боюсь, будет уже недостаточно. Скажите им о таких последствиях их поступка, как потеря друзей, дурная репутация и возможные в будущем приводы в полицию.

Что касается возврата "украденного", то некоторые психологи советуют родителям настаивать на том, чтобы ребенок делал это сам и открыто: извинения, разбирательства с возможным участием родителей потерпевшего, -все эти неприятные процедуры ему запомнятся и предупредят повторение происшедшего. Я за менее шоковую терапию: стоит попробовать незаметно (оказавшись в тех же гостях) положить вещь на место или пойти возвращать ее вместе с ребенком и помочь ему в объяснениях: родители "вора", я считаю, должны делить с ним ответственность за случившееся. Ребенок оценит это, уверяю вас!

И вообще поменьше теории, поменьше нравоучений. Случилось ЧП, разбирайтесь в нем, вы - родитель и должны быть со своим ребенком вместе, и душой, и мыслями! Причем не только в моменты катарсисов, а постоянно, катарсисы предупреждая. Ребенка, не получающего в семье навыка доверительного, любящего общения, вряд ли ждет благополучная судьба.

Любовь против воровства

Тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но также верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста: согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию. И будут считать проявления воровства у ребенка поступком БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ. Воровство "излечивается" не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласиться с вашим мнением.

Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний не воздействуют на него. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях.

Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, сделаем все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

Э.Фромм, "Азбука для родителей"

Ответ психолога:

Здравствуйте, Дарья!

Процесс воспитания - это прежде всего, демонстрация на собственном примере! Дети, в большинстве своем, особенно на ранних этапах развития, наибольшее количество информации усваивают не со словами, а визуально, наблюдая за поведением взрослых, перенимая их манеру себя вести, общаться друг с другом. И тут очень важно, кого в качестве «образца для подражания» выбирает ребенок. В идеале, образцами для подражания в семье становятся наиболее значимые для ребенка люди – отец, мать, иногда дедушки и бабушки, если доля их влияния в семье «значима» не только на внуков, но и на детей, иногда дяди и тети. Значимыми людьми могут стать и соседские старшие мальчишки, и родители школьных товарищей, особенно если их поведение значительно отличается от поведения родителей самого ребенка.
Но в Вашем случае, мне кажется, место родительского авторитета, в частности, отца, либо не занято, либо не «соответствует фантазийным образам» Вашего сына. Об этом может свидетельствовать и то, что расставание с отцом Ваших детей произошло в один из «важных» периодов жизни ребенка (психологи считают одним из определяющих периодов жизни возраст 3-6 лет). Образ авторитетного отца не успел закрепиться, а новый «отец» либо появился позже срока, либо не сумел занять такое место в жизни Вашего старшего сына.
Но социализация делает свое дело! И ребенку необходимо «усваивать» ее нормы для адаптивного поведения в обществе. Очень может быть, что «дружеские отношения» с мальчиком, который как Вы выразились, находится под пристальным вниманием и с которым Вы запрещаете «дружить» Вашему сыну, это способ приобрести подобные навыки. Возможно, увиденная в кинофильмах или полученная из других источников «манера» делиться друг с другом, это своеобразный способ приобщения к взрослому миру дружбы мужчин.
Из Вашего письма я почерпнула информацию, что Ваш сын имеет карманные деньги. Но, возможно, их размер недостаточен, чтобы ОН смог обеспечить «взаимный обмен» собственными сбережениями с вновь обретенным другом (например, купить ему и себе сок, печенье или что-нибудь подобное). Я понимаю Ваше возможное возмущение по этому поводу! С какой это радости Ваш сын должен кому-то что-то покупать! Не то время! Но продемонстрировать такое свое отношение к дружбе, похоже, в его понимании это нормально, ведь с ним же делятся!
Хочу порекомендовать Вам посещение детского психолога, чтобы попытаться прояснить истинный смысл такого поведения Вашего сына. Мне кажется, что недостаток «наглядного опыта» в построении отношений между мужчинами, а может и людьми вообще, плюс Ваши устные требования и объяснения, которые пока не имеют такого решающего значения как в дальнейшем, и способствуют таким отношениям у Вашего сына.
Хочу еще обратить Ваше внимание на Вашу «оценочность» поведения Вашего сына! Мало того, что у Вас уже сложилось «впечатление» о его «ведомости», Вы еще даете возможность давать такую оценку педагогу. То что с ее стороны это не профессионально, на этом заострять внимание не будем! А вот то, что Вы подходите «с готовой меркой» к еще не сформировавшемуся поведению Вашего сына, мне кажется, свидетельствует о том, что он по «каким-то показателям не соответствует предъявляемым Вами к нему требованиям»! Ему только 9 лет, и странно, на мой взгляд, требовать от ребенка оценочных действий от своего поведения! У него еще не достаточно даже примеров, с которыми бы он мог соотносить свое поведение! И вот тут Ваша задача предоставить ему как можно большее количество таких примеров! По большей части, они еще должны быть наглядными! Фильмы, жизненные ситуации, картинки! Все, что считаете необходимым для подтверждения Ваших слов, Ваших приоритетных ценностей, которые бы Вы хотели привить Вашему сыну.
Думаю, что роль «образца для подражания» могли бы сыграть и отец ребенка, если Ваше расставание не было сопряжено с какими-то неприемлемыми для Вас моральными качествами и проявлениями, и Ваш новый муж!
Формируйте у Вашего сына образ такого отца, который бы устраивал и Вас, как пример для подражания, и Вашего сына, как авторитетного мужчину в его жизни!
Терпение, безусловная любовь, доверие и уважение – вот, на мой взгляд, условия достижения между Вами и Вашими детьми атмосферы понимания и подражания, усвоения ценностей и принципов, которые Вы стараетесь привить Вашим детям.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!